Театр «Карамболь» показал спектакль о правде жизни трёх поколений


В восьмидесятилетний юбилей композитора Сергея Никитина музыкальный театр «Карамболь» представил на сцене Дворца искусств Ленинградской области мюзикл «Большой секрет для маленькой компании». В нём звучат знакомые многим с детства песни композитора на стихи Юнны Мориц, в том числе «Резиновый ёжик», «Собака бывает кусачей» и другие. Но зрители услышали не только популярные произведения, но и новые, специально созданные для этой инсценировки.
«Правда жизни, она в чём? В том, что мы рассказываем о себе. Пять лет, которые мы играем этот спектакль, подпевают песни все, все поколения. Это семейный спектакль. Зритель уходит со слезами на глазах, потому что для кого-то это воспоминания детства, для кого-то это просто любимые мелодии, а для кого-то это первое знакомство с нашей классикой», — сказала Ирина Брондз, художественный руководитель государственного детского музыкального театра «Карамболь». Спектакль рассказывает о взаимоотношениях внуков, внучек и дедушки. На сцене, как и в зале, три поколения — в постановке заняты не только взрослые, но и юные артисты.


Видеосюжет канала «Санкт-Петербруг»

Театр «Карамболь» завершил сезон премьерой мюзикла «Сказка странствий»

     Детский музыкальный театр «Карамболь» завершил сезон премьерой мюзикла «Сказка странствий» на музыку Альфреда Шнитке в постановке Дарьи Борисовой по мотивам одноименного фильма Александра Митты.

     В «Карамболе» впервые с кино­экрана на музыкально-театральную сцену перенесли знаменитый фильм «Мэри Поппинс, до свидания» Леонида Квинихидзе, ставший одним из спектаклей-талисманов театра, здесь заиграли новыми красками фильмы «Король-олень» и «Человек-амфибия». Непостижимым образом художественному руководителю театра Ирине Брондз удалось очаровать самого Мишеля Леграна, чтобы получить для постановки его легендарный мюзикл «Шербурские зонтики» и стать первой в мире обладательницей его театрального перевоплощения. Она дарит новую жизнь киношедеврам.

     Вот и «Сказка странствий» — киношедевр. В средневековой сказке Александр Митта разыграл притчу о Человеке, о вечной борьбе добра со злом, вере и неверии, чуме эгоизма и всесилии жертвенности, словом, обо всем на свете. Фильм стал лебединой песней Андрея Миронова, которому досталась в нем главная роль ренессансного человека Орландо, в имени которого многие увидят прямой намек на гений Леонардо, совершившего десятки грандиозных открытий в разных сферах человеческой деятельности. И композитор Альфред Шнитке написал к этому фильму музыку, какую иначе как духовным завещанием и посланием человечеству и не назовешь. Сюжет фильма вдохновил Шнитке на создание тонко и точно стилизованных под средневековую старину мелодий, в которых слышны формулы сродни научным. Такова главная мелодия полета Орландо и Марты на самодельных крыльях, из которой вырастает все «древо музыки» фильма. Похожая на расходящиеся лучи от звезды, построенная по законам изобретательной секвенции, эта тема словно отражает принцип золотого сечения, фокусируя в своем центре перекресток четырех сторон света.

     Режиссер Дарья Борисова вмес­те со сценографом Вячеславом Окуневым и видеохудожником Викторией Злотниковой создали свое пространство, отличное от фильма. Но для того и существует перевод на язык другого жанра, чтобы задавать свою систему координат (хотя, к примеру, знаменитый «Бал вампиров» в свое время тем и заворожил зрителей, что стал поразительной театральной копией фильма Романа Полански). В мюзикле «Сказка странствий» самым сильнодействующим средством воздействия, как и полагается, стала музыка, которая втянула в свой круговорот начиная с первого номера — беззаботной минорной, со скрытым трагическим надломом песенки на рождественском карнавале. Соавтором пьесы выступил сын режиссера Евгений Митта, а стихи написал Юлий Ким, присутствовавший на премьере.

     Почти невозможно было не сравнивать новый мюзикл и старый фильм — знакомые мелодии вызывали в памяти яркие кинокадры. Однако рождение самоценного мюзикла успешно состоялось. Существенным и вполне удачным отличием от фильма стала смена пола одного из злодеев, и алчный кровожадный Горгон легким движением руки сценариста превратился в Горгону, которую превосходно сыграла и спела Анна Балобанова. Рядом с ней впервые роль ее компаньона — отпетого злодея и хладнокровного убийцы — исполнил Сергей Овсянников, которому прежде доставались роли добряков, а то и вовсе влюбленного Ги Фуше в «Шербурских зонтиках». На роль бесстрашной девочки Марты, отправившейся на поиски похищенного брата, в театре сыскалась невероятная Наталья Лебедева. Степень чуткости, нежности и музыкальности ее актерского существования органично продолжалась в пении этой сильной духом героини. Ее братом Маем в детстве стал трогательный Ярик Гребельный, а выросшим на тяге к золоту негодяем — Артем Клочнев. Одним из хитов Марты в спектакле стала песня «Было время, процветала в мире наша сторона», взятая автором музыкальной редакции мюзикла Ириной Брондз из «Пира во время чумы», сюда она вписалась как влитая. Однако подавляющее большинство музыкальных номеров «Сказки странствий» перетекли в мюзикл из одноименного кинофильма.

     Хотя еще одной «бомбой» спектакля стало танго Чумы, заимствованное из «Агонии» Элема Климова. Звезда «Карамболя» Лина Нова просияла в этой партии красавицы с косой сокрушительно победно. Знаменитая мелодия со словами «Человеческий народ заслужил такой исход» мгновенно отравила сознание, как и полагается эпидемиологической заразе, и долго вертелась в голове. Фантастическая вокально-драматическая одаренность этой артистки позволяет ей виртуозно перевоплощаться то в сову, то в ворону, то в комсомолку, то вот теперь в Чуму, чтобы максимально ослепить обаянием Зла. Ее антагонистом — ученым Орландо, в отличие от Чумы сеющим жизнь, выступил Егор Матвеенко, обожаемый поклонниками «Карамболя» за его интерпретации ролей хулиганов и прочих отрицательных персонажей. Опять же зрительских сравнений с гениальным Андреем Мироновым избежать не удалось, у Матвеенко персонаж получился простоватым, не столь многомерным, как будто пока еще не нашедшим себя. Эта роль должна настояться как хорошее вино, которое так любил его герой.

     Одной из самых жутких до оцепенения стала сцена суда над Орландо в тюрьме. Здесь в свои права вступили такие мастера, как Андрей Котов в роли главного Судьи и особенно Мирослав Федючек, Адвокат которого с его интонацией, режущей словно скальпель, был едва ли не страшнее Чумы. И как величаво и надмирно смотрелся и слушался рядом с их протокольными речами Орландо, распахнувший перед мерзавцами свой леонардовский плащ с изображением строения человека: «Ведь где это видано, чтобы правое легкое воевало с левым, чтобы печень пыталась захватить часть селезенки. Люди узнают о моем открытии, и на Земле прекратятся войны»…

     Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (7460) от 19.07.2023 под заголовком «Уроки «Сказки странствий»

    Владимир Дудин, Музыковед

https://spbvedomosti.ru/news/culture/teatr-karambol-zavershil-sezon-premeroy-myuzikla-skazka-stranstviy/

Юлий Ким на радио «Комсомольская правда»
 рассказал, как «Сказку странствий» Александра Митты превратили в спектакль в Петербурге

Премьера – 25 июня в ДК Ленсовета, ставит спектакль детский музыкальный театр «Карамболь». А мы обсуждаем, как это вообще возможно, вместе с автором музыки к постановке Евгением Миттой и бардом, автором текстов к песням Юлием Кимом. (кстати, «Экипаж» Митты-старшего – тоже сказка. А Петр Великий мог петь «Цыганочку»). И строим планы на выходные с главным редактором журнала «Театр+» Надеждой Кокаревой.


Приятного прослушивания, друзья!

Слушать эфир

Театр «Карамболь» завершил сезон премьерой оперы-лайт «Дорога в Изумрудный город»

     Детский музыкальный театр «Карамболь» завершил сезон давно запланированной мировой премьерой оперы-лайт «Дорога в Изумрудный город» Александра Пантыкина по мотивам двух сказочных повестей Александра Волкова в постановке Юрия Александрова.

     В этой истории есть все слагаемые для того, чтобы с помощью языка музыки и театра захватывающе рассказать современным детям и их родителям о неизбежной победе добра над злом. Семь частей сказочного эпоса о случайном попадании маленькой Элли в страну, где наряду с цивилизованными царят и нецивилизованные нравы, черная и белая магия, по популярности сопоставимы с фэнтезийным эпосом о Гарри Поттере.

     Папа и сын Александр и Сергей Пантыкины сочинили свою пьесу, где историю девочки Элли с лег­костью «запараллелили» с исто­рией мальчика Урфика — будущего Урфина Джюса, создателя разрушительных деревянных солдат-дуболомов. Написать оперу об этом герое Волкова старший Пантыкин-композитор мечтал с тех пор, когда был солистом свердловской группы «Урфин Джюс», только тогда свои мечты он задумывал воплотить в жанре рок-оперы. Сейчас, по прошествии пары десятков лет вынашивания замысла, родилась опера-лайт — как бы опера, но на самом деле почти стопроцентный мюзикл.

     Мечты были и у обоих главных героев новой оперы-лайт — очаровательных девочки и мальчика. Она, росшая в счастливой семье папы-фермера (Алексей Бондаренко) и мамы-блондинки (Ольга Левина), мечтала о том, чтобы увидеть «что там за горизонтом» их фермы. Он, недолюбленный и недоласканный, росший у опекуна, без родителей, создавал причудливых кукол, вызывавших лишь недоумение и насмешку у сверстников, отчаянно дразнящих его. А потому мечты Урфика исказились и сломались — он желает отомстить недалеким однокашникам. Но к чему лукавить: кукла, которую он однажды принес в школу, и в самом деле могла внушить если не ухмылку, то испуг. Стоило на эту безобидную деревянную игрушку просыпать волшебный порошок, как зрители даже самых дальних рядов шарахнулись в ужасе, увидев Злого клоуна (Егор Матвеенко) с кровавой зубастой ухмылкой: ни убавить, ни прибавить — персонажа хоррора «Оно». Он‑то и возглавил войско безмозглых дуболомов, выструганных внезапно повзрослевшим Урфином для истребления сказочной страны жевунов.

     Магия большинства спектак­лей «Карамболя» заключается в том, что почти в каждом из них все устроено как в доме большой и дружной семьи, в которую вдруг приходит беда, с которой всем необходимо справиться, — победить тьму, вновь увидеть свет. Так получилось и на этот раз, когда в мир счастливых и беспечных родителей и дочки Элли ворвался черный ураган, присланный ошалевшей от злости колдуньей Гингемой. Девочка из Канзаса в изумительном исполнении обаятельной Тоси Щербанюк с ее звонким, задорным, интонационно точным голос­ком, в этой сказке оказалась почему‑то без своего верного друга — песика Тотошки. Появись он в партитуре, ему и Элли пришлось бы неизбежно как‑то делить звуковую тесситуру, да и внимание маленьких слушателей.

     Остальные друзья Элли, попавшей в другое измерение, появились в той же очередности, что и у Волкова. Сначала Страшила в вальяжно-уморительной интерпретации Андрея Котова, потом совсем не страшный Лев в остро ироничном воплощении Дмитрия Стефанова и, наконец, романтичный рыцарь Железный Дровосек (Мирослав Федючек), грезящий о возвращении своего благородного сердца. Композитор написал для этого страдающего железного персонажа абсолютный шлягер о далекой возлюбленной, словно вспоминая свою рокерскую молодость в группе «Урфин Джюс». Еще одним хитом, исполненным оркестром театра под управлением Сергея Тарарина, стала пронзительная родительская колыбельная, которая заставила слушателей прослезиться, когда папа с мамой запели ее в момент пропажи ребенка.

     Режиссер вслед за композитором по‑отечески заботливо выстроил диалоговые мизансцены. Настоящий рокер, прекрасный папа и дедушка композитор Александр Пантыкин написал оперу-лайт так, что маленькая героиня Элли не уступала взрослым коллегам-артистам в бесстрашной демонстрации исполнительских возможностей. В зале чувствовалось, что дети — такие же отчаянные борцы за свое счастье, как и взрослые. Впрочем, «Карамболь» всегда славился тем, что ставил ребенка в процессе театрального воспитания на высокий пьедестал, заставляя задумываться над самыми взрослыми вопросами.

     Восхищение вызвал и учащийся детской студии «Карамболя» Саша Якименко в роли Урфика — маленький артист с большим стажем работы в этом театре. В арии отчаяния после того, как его куклу не приняли одноклассники, он показал поразительный актерский потенциал, который был подхвачен его старшим коллегой — Вячеславом Рязановым в роли подросшего Урфина Джюса. Они встретятся на сцене вместе ближе к финалу, когда Прем Кокус, старый наставник дорвавшегося до власти Урфина, напомнит ему о том, каким славным он был в детстве, и тем вернет на путь истинный.

     Высокую оперную планку в спектакле задала Юлия Надервель в роли доброй феи Виллины в своей развернутой арии о том, что «миром правит любовь». Почти игрой престолов выглядела сцена «битвы магов» — розовой Виллины и черной Гингемы. Композитор не поскупился на музыку для злых сил, которые, как известно, всегда отличались большей притягательностью от своих доб­рых антагонистов. Анна Балобанова в роли Гингемы получилась отменной злодейкой, напомнив и о Карабос из «Спящей красавицы», и о колористике «Бала вампиров», вызвавших к жизни столько апологетов. Солистка «Карамболя» Лина Нова в роли вороны-провокаторши и подстрекательницы Гуамоко, проходившая птичьей походкой в экстравагантном черном костюме и перчатках с большими когтями весь спектакль под маской, показала, на что способна большая актриса, рожденная для театра. Ее голос с большим не только вокальным, но и интонационно-стилистическим диапазоном, включающим умопомрачительную джазовую импровизацию, невозможно было не узнать. И вновь подумалось, что этот голос достоин большого бенефиса и новых исполнительских вершин.

     А с дуболомами Урфина поступили как в сказке, исправив их безнадежно унылые гримасы на улыбки…

     Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (7211) от 15.07.2022 под заголовком «Изумруды и улыбки «Карамболя»

    Владимир Дудин, музыковед

https://spbvedomosti.ru/news/culture/teatr-karambol-zavershil-sezon-premeroy-opery-layt-doroga-v-izumrudnyy-gorod/

Ирина Брондз в прямом эфире программы «Время читать» на старейшей радиостанции Санкт-Петербурга и России — Радио России с замечательными ведущими Натальей Московченко и Сергеем Ильченко

Поговорили о театре, о музыке, о «Сказке странствий», о великих авторах, с которыми довелось поработать «Карамболю» за многолетнюю историю и, конечно, о самой Ирине Брондз и ее жизни в искусстве.

Приятного прослушивания, друзья!

Слушать

Театр «Карамболь» представил премьеру мюзикла «Путешествие «Голубой Стрелы»

Детский музыкальный театр «Карамболь» сделал городу рождественский подарок – мюзикл «Путешествие «Голубой Стрелы» по сказке Джанни Родари на музыку Ирины Брондз в постановке Олега Левакова. Премьера состоялась на сцене концертного зала «У Финляндского».

ФОТО Артема ЩЕРБАКА/предоставлено пресс-службой театра «Карамболь»

Что может быть желаннее, чем мчаться в любимый театр за спектаклем как за долгожданным подарком в последний месяц уходящего года? Правда, композитор нового мюзикла и лидер «Карамболя» Ирина Брондз призналась, что создавали они свою новую историю для семейного просмотра не только в сказочный зимний период, но и на все сезоны.

После сладостных зазывных фанфар и небольшого вступления оркестра под управлением дирижера Дмитрия Богданова слушателей переместили в предрождественскую суету одного из итальянских городов. Музыка закружила в ритме буйной, озорной тарантеллы, обещая стремительный бег сюжета. Правда, силуэты разноцветных домиков на мягкой декорации отсылали куда-то на родину Андерсена, виделись в них и фирменные завитки амстердамских фасадов, да и костюмы горожан в отличие от утрированно национальных платьев танцовщиц тоже направляли в сторону сказки про Снежную королеву. Но в конце концов все равно – в сказку, которая не знает географических границ. А когда нежно забренчали струны мандолины в руках музыканта, взгромоздившегося на краешек сцены, в памяти возникли кадры из любимейшего музыкального фильма «Приключения Буратино» с музыкой Алексея Рыбникова, способные растопить самое бесчувственное сердце.

Как только людская толпа на сцене отшумела, прошел детский ангельский хор из приюта, разучивающий рождественские песнопения, зрителя перенесли в интерьер магазина игрушек с колоритной Терезой, помощницей феи Бефаны. Анна Балобанова в этой сцене устроила роскошную игру в итальянский акцент и раскованные неаполитанско-сицилийские манеры. Она рассказала в своей песенке о том, как ждут дети подарки, за которые нужно платить. Но маленькому Франческо остается о них только мечтать и молиться Мадонне, о чем пел юный солист «Карамболя» Саша Якименко, известный по ярким работам и в «Гадком утенке», и в «Тайне Третьей планеты». Для него композитор не пожалела щемящих интонаций, напоенных надеждой.

     На хиты новый мюзикл Ирины Брондз вновь оказался богат. В «Карамболе», много лет живущем без надежного теплого крова, сегодня можно видеть и слышать то, что раньше называлось «музыкальными фильмами для детей». Создаваемые на средства, в разы уступающие бюджетам почему-то никак не рождающихся детских музыкальных фильмов, спектакли «Карамболя» способны компенсировать дефицит этой необходимой детям и юношеству продукции. Не только дети, но и взрослые попадают здесь в мир своего детства.

     Именно такие ощущения переживала взрослая публика на протяжении всей первой части «Путешествия «Голубой Стрелы», когда игрушки, пару минут назад бывшие лишь куклами-марионетками, вдруг превратились в живых больших героев с большими чувствами. Именно они сделают все для того, чтобы подарить дорогой поезд мечты мальчику Франческо. Ансамбль кукол создал ситуацию возбужденного ожидания дивертисмента, напомнив о сюите кукол со всего мира из «Щелкунчика» Чайковского. В этот ансамбль были собраны лучшие солисты театра, которые превосходно спели главный хит мюзикла – «Голубая Стрела». В ансамбле кукол было столько эффектных механизмов – и у помпезного китайского Императора (Дмитрий Стефанов), у куклы Розы (Ольга Левина), у пиратского Капитана (Егор Матвеенко), у вождя Серебряное Перо (Сергей Овсянников), у Африканки (Лина Нова). Им дали возможность высказаться лишь в ансамбле, а каждый из них так и рвался спеть индивидуальный сольный номер!

     Впрочем, и в этом читалась авторская идея о том, что куклы – народ подневольный. За них за всех сольно высказалась собачка Кнопка в завораживающем лирическом признании Юлии Коровко. А вот хозяйке этих кукол – фее Бефане несказанно повезло, эта роль стала бенефисной для звездной солистки «Карамболя» Юлии Надервель, которая вновь поразила многогранностью своего дара. Для нее и Терезы был рожден исполненный изумительного оперного кокетства дуэт с виртуозными кудахчущими вокализами на «о-о-о». Фея так лихо крутилась на своем нестандартном помеле, что, кажется, могла бы решить проблемы всех детей на свете. Именно она сдвинула с места памятник (Андрей Котов), который выразительно пел о том, что давно не проводит реформ и служит только для засиживания голубями, – с тем чтобы тот пошел в полицейский участок и освободил ни в чем не повинного мальчика Франческо.

     Хореография Владимира Романовского своей музыкальностью и динамизмом сильно поддерживала режиссуру, будто оробевшую перед музыкальным шедевром, который достался ей в распоряжение, как оказались в распоряжении детей игрушки на Рождество.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7076) от 21.12.2021 под заголовком «Стрелой в сказку».

Владимир Дудин, Музыковед

21 декабря 2021

«Тимур и его команда». В театре «Карамболь» состоялась первая премьера сезона

В театре «Карамболь» состоялась первая премьера уходящего сезона – «Тимур и его команда», музыкальная история в двух частях по мотивам повести Аркадия Гайдара на музыку Ирины Брондз в постановке Антона Оконешникова.

ФОТО Андрея РАХВАЛЬСКОГО предоставлено театром «Карамболь»

Театру «Карамболь» пришлось в эту безумную пору едва ли не сложнее, чем многим другим коллективам. Здесь нужно было думать не только о взрослых, но и о детях, которые являются участниками творческого процесса. Но в этом театре трудятся мужественные дети, которые готовы переживать любые невзгоды, лишь бы вновь и вновь оказываться на сцене.

Музыкальная история «Тимур и его команда» после «Большого секрета для маленькой компании» (последней доковидной премьеры «Карамболя») стала внезапным марш-броском из благостной ностальгии по ценностям 1980-х в сложное пионерско-комсомольское время кануна Второй мировой. И когда папа двух героинь Ольги и Жени полковник Александров в финальных тактах мюзикла говорит о том, что вернется летом 1941-го, комок подступает к горлу. Тема пионерии, на какое-то время задвинутая в дальний угол, почти зачеркнутая, вдруг стала менять вектор притяжения, шаг за шагом обретая резонансы в культурном контексте, становясь объектом как эксцентричных заигрываний, так и более пристальных театральных исследований.

Кажется, что тема «Тимура» могла возникнуть в воображении композитора и художественного руководителя театра и ассоциативным образом – через шрифт, через графический дизайн, вдохновленный эстетикой плаката – ранне- и позднесоветского, до боли знакомого по советской школе. Именно с этой эстетикой обожает работать команда режиссера Антона Оконешникова, который советскую школу уже не застал, но рассказы родственников, судя по всему, не без ностальгического оттенка, сыграли свою роль в его увлечении этим периодом родной истории.

В теме пионерии сходятся, иногда парадоксально, несколько составляющих. Но та часть, которая связана с идеей братства взаимопомощи, воспитания силы воли, ответственности, доблести и чести, вполне может быть использована сегодня для идеологической начинки, дабы противостоять гаджетам в войне с ними.

Художник по костюмам Елена Жукова так щедро рассыпала звездочки на всяких деталях одежды, что было ощущение попадания на перформанс с элементами модного показа. Где только ни встречаются нам звездочки сегодня – и в логотипах автомобильных производителей, и в марке кроссовок, и в вариациях на стиль милитари, и много где еще. Так что «Тимур и его команда» были усыпаны звездами, множеством вариаций на стиль советского милитари, но были и мирные фасоны с белоснежными воротничками на платьицах. Стальной характер старшей сестры Жени нашел поддержку в алом платье, вызывающем уже совсем не детские ассоциации. Социальная маркированность каждого персонажа иронично подчеркивалась расшитыми на рукавах, подолах или штанинах персональными характеристиками или слоганами вроде «дочь летчика» или «будут бить», какую можно было заметить на персонаже из банды Квакина.

Историю «Тимура» в этом мюзикле рассказывали, будто собирали пазл или складывали пирамидку – кубик к кубику. Для этого использовали даже фигуру чтеца-комментатора, придумав ему роль «руководителя театрального коллектива», каким стал Дмитрий Стефанов. Он вышел перед занавесом, повторив мизансцену, какую можно встретить в десятке сериалов, связанных с тем временем. Биографические справки и сюжетные повороты излагались им с некоторой вкрадчивостью, история рассказывалась с осторожностью, будто автор сценария боялся быть уличенным в тенденциозности. Но ведь и пионеры Тимура действовали тайком, оставляя лишь записочки и помечая содеянное звездами на заборе.

Основной декорационной конструкцией спектакля стал забор в стиле современного скандинавского дизайна – эдакое уютное дачное пространство, в котором хотелось бы жить. Главные герои музыкальной истории – песни и танцы, как всегда с любовью и хитринкой сочиненные Ириной Брондз, в сопровождении оркестра под управлением Сергея Тарарина. Они наполняли атмосферу молекулами добра и счастья. Хотя начала автор историю с малой терции в духе темы баховской фуги, придав происходящему немного вневременного начала. Эта терция чуть позже проросла в наступательный мотив тимуровской команды, отправившейся спасать друзей из плена хулигана и яблочного вора Квакина. Не обошлось без игры в ассоциации, когда первые ноты мелодии фокстрота Ольги взбежали по звукам песни «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – и этот фокстрот в стильном исполнении Лины Новы стал главным хитом мюзикла.

Не побоялись включить в спектакль для бабушек и дедушек в зале и песню «Чубчик». Она добавила краски, особенно на словах «А я Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля», к характеристике группы под водительством Квакина. Эту роль актерски виртуозно интерпретировал Егор Матвеенко. Когда в программке видишь имя хореографа-постановщика Владимира Романовского, можно быть уверенным, что этот «мастер на все ноги» не только сделает красиво, но и будет с тобой разговаривать с помощью танцев. Ожидания не обманули – танцы героев и массовки идеально вписались в структуру спектакля, добавляя музыкальным идеям элегантное пластическое выражение.

Для роли Женьки в «Карамболе» есть нежная, чуткая, интонационно чистая исполнительница Юлия Коровко, которая помнится по «Двенадцати месяцам» и «Большому секрету». А титульная роль пионерского лидера досталась студенту РГИСИ Вячеславу Рязанову, сразившему публику внешностью принца, в устах которого пионерская идеология оборачивалась рыцарским кодексом.

    Владимир Дудин.

https://spbvedomosti.ru/news/culture/timur-i-ego-komanda-v-teatre-karambol-sostoyalas-pervaya-premera-sezona/

Ирина Брондз: «Мы – петербургский театр, и держим эту марку…»

В 2020 году музыкальному театру «Карамболь» исполнилось 30 лет. И вот уже 31-й театральный сезон он радует детей и взрослых своими спектаклями. О том, как начинался этот путь, ведущий через тернии к звёздам, рассказывает художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, композитор Ирина Брондз.

В 2009 году музыкальный театр «Карамболь» представил мюзикл «Шербурские зонтики». Прилетевший на премьеру маэстро Мишель Легран был настолько растроган, что, выйдя на сцену, трижды повторил:
«Я счастлив!»

 

 

Начало пути

– Как появился театр «Карамболь»?
– Это был длинный путь. В 90-е годы многие коллективы рождались не по велению «верхов», а по инициативе «снизу». Мы вместе с группой артистов решили создать театр детского мюзикла. Был такой Молодёжный культурный центр Октябрьского района, при котором я зарегистрировала коллектив. Тогда мы были негосударственным театром, а спектакли проходили в небольших зальчиках, в спортивных залах школ. По мере развития менялся так называемый учредитель, далее – это было «Ленинградское агентство культуры» (ЛАК), в котором от культуры были только мы, остальное – бизнес. Сколько-то лет нас они содержали и на том этапе помогали. В дальнейшем мы стали для них обузой, и они уволили всех «по сокращению штата».
– Что было потом?
– Я пошла в Смольный, чтобы собрать все документы и добиться получения статуса «государственный театр». Так как мы занимались спектаклями для детей и о коммерции не могло быть и речи, мы хотели, чтобы государство взяло театр под свою опеку. Когда я пришла в последний кабинет Смольного, то сказала: «Я хожу здесь 9 месяцев, за это время я уже могла родить ребёнка». Чиновник рассмеялся и всё-таки подписал последнюю бумагу. Потом потеряли весь набор документов. Но я, на всякий случай, сделала дубликат. Чиновницу, спокойно сообщившую мне о потере всей папки документов, забыть трудно…

Под эгидой государства

– Но все же обошлось…
– Под своё государственное крыло нас согласилась взять администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. И мы очень благодарны ей, поскольку пробыли под её эгидой 25 лет. Тогда возникли юридические проблемы, это был период смены власти и до перевыборов мэра оставалось 2 дня. Но мы успели, а Анатолий Собчак стал тем человеком, который подписал нам статус «государственный театр». Наши артисты терпеливо ждали всё это время. Когда за тобой люди, чувствуешь огромную ответственность и понимаешь, что эти усилия обязательно приведут к нужному результату.
– Каков статус коллектива в настоящий момент?
– Сейчас мы работаем под руководством Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Могу сказать одно: весь этап становления был очень сложным, но завершился он «вторым рождением» – созданием Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Карамболь».

Об интересе к искусству

– Не кажется ли Вам, что нынешнее поколение меньше заинтересовано в искусстве и творческом развитии в целом, нужно ли вовлекать детей в
творчество?
– Дети всегда заинтересованы в творчестве. Я обратила внимание, что, невзирая на любые обстоятельства, в зале всегда есть дети. А вообще, дети – это ведь маленькие взрослые, которые, как и их родители, хотят приобщаться к прекрасному. У каждого ребёнка есть свой талант, но его надо найти, раскрыть. Абсолютно убеждена, что никакие смены строя, перипетии в стране не влияют на желание детей заниматься тем, чем они хотят, а каждый родитель просто обязан найти в ребёнке то направление, которое принесёт его чаду радость и позитивное развитие, а может, и направит его в профессиональное будущее. С полной уверенностью могу сказать, что дети ходят в театр, дети любят театр и даже дома дети играют в театр. Когда мы создали детскую студию в театре «Карамболь», мы ещё раз напомнили нашему зрителю, что дети и взрослые должны заниматься творчеством совместно, что мы и делаем на сцене с нашими студийцами.

Искусству нет предела

– А есть ли у детского театра какие-то пределы?

– Никто из нас не может знать свои пределы, это очень философский вопрос. Пределы у театра могут быть только тогда, когда пропадает жажда творчества и появляется лень. Я очень надеюсь, что мы будем развиваться всегда, не зря же нас называют «живым театром».

– В прошлом театральном сезоне «Карамболю» исполнилось 30 лет, но из-за пандемии празднование пришлось отложить, будете ли вы отмечать его сейчас?
– Да, в 2020 году у нас было тридцатилетие, к которому театр выпустил интернет-программу «Мы читаем сказки. Мы играем сказки. (Виртуальное путешествие в закулисье)», где мы рассказали детям и взрослым, как создаётся музыкальный спектакль. Это был период пандемического запрета на работу театров, и все ушли в виртуальное пространство. Мы хотели, как полагается, отпраздновать, но, к сожалению, не смогли из-за известных ограничений…
Время внесло свои коррективы и тридцатилетие мы отметили сидя дома, создавая праздничную историю в пространстве интернета. В прошлом сезоне из-за отсутствия финансирования постановок мы не смогли выпустить новые спектакли, которые так ждали зрители. В этом – будет две премьеры. Так что, праздники в театре впереди. У нас праздники – это премьеры.

О планах

– И какие же премьеры ждут нас, зрителей?

– Сейчас мы работаем над спектаклем, который выпустим 26 июня на сцене Концертного зала у Финляндского вокзала. А потом будет ещё одна премьера – в декабре. Пока я держу их названия в секрете.

– Сейчас, когда ограничения уже снимаются, планирует ли театр гастроли?

– Многие спектакли мы возили в разные города и страны. Например, наши знаменитые «Шербурские зонтики». В сентябре труппа поехала на гастроли. Мы с большим успехом отыграли «Зонтики» в Благовещенске и Белогорске. И это было очень знаковое событие, ведь люди так ждали спектакли, музыку – живое искусство. Поехали, можно сказать, с риском, собрав анализы на covid у всех членов гастрольной труппы. Не скажу, что ездим каждый день, нас ведь много. Я с самого начала не соглашалась на приглашения и поездки сильно урезанным составом, без оркестра, хоть предложений действительно очень много. Но мы ведь петербургский театр, поэтому и держим эту марку.

Источник: Культурный Петербург, издание №2 (110) от 26 апреля 2021 года.
Беседовала Ника Семенова

ИРИНА БРОНДЗ: «ВСЕ МЫ — ОДНА БОЛЬШАЯ МАЛЕНЬКАЯ КОМПАНИЯ»

Государственный детский музыкальный театр «Карамболь» известен не только в Санкт-Петербурге, но и за пределами нашего города: театр — лауреат многочисленных наград и премий.

Как-то незаметно он вырос и отмечает в этом году 30-летие.

О прошлом, настоящем и будущем этой уникальной кузницы талантов, о музыке, единой на все времена, мы побеседовали с главным вдохновителем артистов и душой театра — художественным руководителем, директором, заслуженным деятелем искусств России Ириной Брондз.

Мы давно запланировали эту беседу, и наконец она состоялась, несмотря на сложное время.

Поводом стало участие театра в V Фестивале «Видеть музыку», который прошел на московских театральных площадках с 23 сентября по 9 ноября 2020 года.

Подробнее на www.nstar-spb.ru

ЗНАКОМИМСЯ С ПЕТЕРБУРГСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ТЕАТРОМ «КАРАМБОЛЬ». — ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ.

СТРАНА СВЕТА И ДОБРОТЫ

Петербургский театр «Карамболь» в очередной раз удивил московского зрителя

V Фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», организованный Ассоциацией музыкальных театров и проводящийся при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов, богат на детскую афишу.

Спектакли для подрастающего поколения не только занимают видное место, но удивляют качеством и позитивным посылом – отрадно, что российские театры работают для детской аудитории не «в пол ноги», не по остаточному принципу, а с искренним энтузиазмом и пониманием своей миссии.

Подробнее на www.rewizor.ru

ЛУЧШИЙ В МИРЕ: МЮЗИКЛ «ШЕРБУРСКИЕ ЗОНТИКИ» ПРИВЕЗ В БЛАГОВЕЩЕНСК ОРКЕСТР И УНИКАЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ

Трогательный, волнующий до слез музыкальный спектакль «Шербурские зонтики» о любви, расставании и разбитых сердцах показал в Благовещенске театр из Санкт-Петербурга «Карамболь».

Мюзикл сыграл на самых чувствительных струнах души амурского зрителя. Некоторые украдкой утирали глаза, потрясенные грустными перипетиями судеб главных героев.

В сопровождении живого оркестра, на фоне уникальных вращающихся декораций артисты проникновенно пропели и прожили на сцене печальную историю любви и прощания Ги и Женевьевы из французского городка Шербур.

Подробнее на https://www.ampravda.ru

В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ ПОКАЖУТ ЛУЧШУЮ В МИРЕ ПОСТАНОВКУ «ШЕРБУРСКИХ ЗОНТИКОВ»

В Амурской области уже почти неделю идёт театральный фестиваль «Золотая маска». Одна из самых ожидаемых постановок – легендарные «Шербурские зонтики», которые благовещенцы увидят уже в среду, 9 сентября, на сцене благовещенского общественно-культурного центра.

Мы поговорили с художественным руководителем театра «Карамболь», заслуженным деятелем искусств России Ириной Брондз.

Подробнее на https://www.amur.info

БОЛЬШЕ ЧЕМ ДЕТСКИЙ СПЕКТАКЛЬ

Музыкальный театр «Карамболь» 2 марта представил на сцене «Геликон-оперы» свой новый спектакль «Большой секрет для маленькой компании».

Показ состоялся ровно год спустя после петербургской премьеры, которую приурочили к юбилею композитора Сергея Никитина, чья знакомая с детства музыка на знаменитые стихи Юнны Мориц легла в основу постановки.

Подробнее на https://futurerussia.gov.ru

«КАРАМБОЛЬ» НА ПОДМОСТКАХ МУЗКОМА

А СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО

Петербургский музыкальный театр «Карамболь» в рамках фестиваля «Видеть музыку» показал на сцене РАМТа свою версию всемирно известного мюзикла Мишеля Леграна и Жака Деми «Шербурские зонтики»

Подробнее на http://vmfest.ru

НОВАЯ ЖИЗНЬ МЮЗИКЛА

В программе «Академические разговоры» в Электротеатре Станиславский Института театра Образовательного проекта Фестиваля «Золотая Маска».

Подробнее здесь.

Полный фотоотчет здесь. Фотограф: Дмитрий Дубинский. Институт театра.

В ТЕАТРЕ «КАРАМБОЛЬ» ПРЕДСТАВИЛИ «БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ»

Трепетно-нежный, пропитанный добротой и фантазией кукольный мультфильм «Большой секрет для маленькой компании» 1979 года сегодня помнят далеко не все мамы и папы, но современные бабушки с дедушками наверняка с ним знакомы. Не случайно в новом спектакле театра «Карамболь» именно дедушка Ваня (Игорь Елькин) стал главным героем. Ему показалось, что проводить день рождения, уткнувшись в игровые гаджеты, неинтересно, и он предложил ребятам «во что-нибудь поиграть, что-нибудь придумать или погулять». Детей это лишь раздражило. «Прогрессивная школьная молодежь» решила от дедушки избавиться. В шутку, конечно, но дедушка принял все за чистую монету. И он исчез вместе с любимым воздушным шариком…

Подробнее здесь.

БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ ТЕАТРА КАРАМБОЛЬ

Холодными весенними днями в Питере сыграли очень тёплый спектакль к юбилею одного из любимейших российских творцов и исполнителей авторской песни Сергея Никитина. Тринадцать его чудесных музыкальных опусов на слова Юнны Мориц стали основой пьесы, написанной специально для Карамболя молодым литератором Анастасией Букреевой. Музыкальная редакция – автора идеи проекта Ирины Брондз, оркестровка Семёна Чебышева. Поставил спектакль молодой режиссёр Антон Оконешников.

Подробнее здесь.

ТЕАТР «КАРАМБОЛЬ» СОЗДАЛ СПЕКТАКЛЬ ИЗ ПЕСЕН СЕРГЕЯ НИКИТИНА

Телекомпания НТВ опубликовала репортаж о нашем театре. Смотрим!

Подробнее здесь.

СЕКРЕТ ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ В ТЕАТРЕ «КАРАМБОЛЬ»

«Не секрет, что друзья не растут в огороде, не продашь и не купишь друзей», – с этих строк начинается известная детская песня «Большой секрет для маленькой компании». Стихи эти принадлежат поэтессе Юнне Мориц, а музыку для них написал бард Сергей Никитин.

Их совместными трудами для советских ребятишек был создан не один гимн детской дружбе, преданности и тому, как важно быть добрыми и отзывчивыми. Времена, музыка, да и дети с тех пор изменились. Однако в петербургском театре «Карамболь» считают, что и поколению альфа, к которому относятся нынешние малыши, старые-добрые песни тоже не повредят. На премьере нового спектакля побывала Катерина Картузова.

Подробнее здесь.

ИЗВЕСТИЯ 78 О «ТАЙНЕ ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ»

ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ.ЗАЦЕПИНЫМ И СЕРГЕЕМ ПЛОТОВЫМ, ПРОГРАММА «КАЛЕНДАРЬ», ОБЩЕСТВЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Подробнее здесь

78 КАНАЛ, ПРОГРАММА «НЕСПЯЩИЕ» ИНТЕРВЬЮ С А.С.ЗАЦЕПИНЫМ

Подробнее здесь

ТЕЛЕКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ПРОГРАММА «КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ»

Подробнее здесь

СЮЖЕТ О ПРЕМЬЕРЕ «ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ» ( ТЕАТР «КАРАМБОЛЬ»)

ИНТЕРВЬЮ А.С. ЗАЦЕПИНА О ПРЕМЬЕРЕ «ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ», ТЕАТР «КАРАМБОЛЬ» НА 78 КАНАЛЕ, В ПРОГРАММЕ «НЕСПЯЩИЕ» АЛЕКСАНДРА МАЛИЧА

Посмотреть можно здесь

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЗАЦЕПИН В ПРОГРАММЕ «ГЛАВНАЯ РОЛЬ», ТЕЛЕКАНАЛ «КУЛЬТУРА» 27.06.2018

29 ИЮНЯ ЕЛЕНА СЕРОВА «ТАЙНА ПЛАНЕТЫ»

30 июня в ДК Ленсовета состоится премьера мюзикла «Тайна третьей планеты» на музыку Александра Зацепина. Космические путешествия и приключения девочки Алисы хорошо нам известны по одноименному мультфильму. Для петербургского театра «Карамболь» композитор написал эксклюзивную версию. С подробностями Елена Серова.

В репертуаре музыкального театра «Карамболь» уже есть спектакль на музыку Александра Зацепина. Это мюзикл «31 июня». Поэтому предложение Александра Сергеевича поставить в театре спектакль «Тайна третьей планеты» была воспринята с воодушевлением. Версия театра «Карамболь» – это новое прочтение произведения Кира Булычева. Художественный руководитель Ирина Брондз попросила композитора изменить партитуру. И Зацепин написал 13 новых номеров, сохранив основных персонажей повести и мультфильма, подчеркнул композитор. Зап. тр. 3383 «Я позвонил Ирине Брондз с предложением, но она попросила немного переделать, так как театр детский специфический, и чтобы больше задействовать детей. В петербургской версии много изменений, по сравнению с первой редакцией, которая идет в Новосибирском театре. Поэт Сергей плотов появился. Написано больше 13 новых номеров. Так что спектакль совсем другой. Использованы герои Булычева. Например, Корова Склиз, которой не было в спектакле, тут она появилась. Громозека и пираты, все основные герои остались. Музыка оптимистическая. И юмор есть, и лирика, и даже немного грусти. Алиса такая же озорная, энергичная, находит выходы из трудных положений».

В спектакле будет много юмора, ведь автор стихов – Сергей Плотов, который писал тексты для программы «6 кадров». Режиссер-постановщик – Петр Чижов. Алису играет ученица детской студии театра Яна Ильинская. В спектакле «Тайна Третьей планеты» встретятся люди, звери, роботы, странные существа с разных планет, живущие в XXII веке. Алиса раскроет в этом космическом путешествии важную истину: мы ответственны за все поступки, совершаемые в жизни. Ведь они отражаются в памяти Вселенной, как в волшебных зеркалах.

ОСТРОВ ВЕЗЕНИЯ

В Петербургском музыкальном театре «Карамболь» готовят мировую премьеру мюзикла «Тайна Третьей планеты» Александра Зацепина по пьесе Ирины Корнеевой и Николая Голя на стихи Сергея Плотова в постановке Петра Чижова. Композитор-легенда Александр Зацепин, чьи знаменитые песни любимы многими поколениями слушателей, рассказал о том, в чем состоит секрет шлягера.

Продолжение читайте здесь

ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОМПОЗИТОР АЛЕКСАНДР ЗАЦЕПИН СОЗДАЛ МЮЗИКЛ «ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ»

Автор лучших песен для Аллы Пугачевой и фильмов Леонида Гайдая создал мюзикл «Тайна Третьей планеты» на основе своего саундтрека ко всем известному мультфильму – премьеру спектакля 30 июня покажет музыкальный театр «Карамболь».

Продолжение читайте в материалездесь

СКАЗКИ ПТИЧЬЕГО ДВОРА

В стаю лебедей, составляющих номинацию «Оперетта/мюзикл» фестиваля «Золотая маска», затесался «Гадкий утенок». В кавычках и без кавычек: в сугубо взрослую номинацию вторгся спектакль, где на сцене и в партере полно детишек, где танцуют и артисты и зрители, где гвалт детского утренника переполняет и зал и фойе.

Продолжение читайте здесь.

ДЛЯ УМА И СЕРДЦА – БЕЗ ГРОХОТА

Феноменальный случай: детский спектакль «Гадкий утёнок» петербургского «Карамболя», театра, даже не имеющего собственной площадки, получает пять номинаций на «Золотую Маску»

Продолжение читайте здесь.

ХОРОШИХ СКАЗОК МНОГО НЕ БЫВАЕТ

Театр «Карамболь» представил премьеру мюзикла «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки Божены Немцовой на музыку Ирины Брондз в бодрой постановке молодого режиссера Антона Оконешникова.

Продолжение читайте здесь.

ЭФИР ПЕРЕДАЧИ «ВЕТЕР В ОКНО» НА РАДИО РОССИЯ. В ГОСТЯХ ИРИНА БРОНДЗ

С «ШЕРБУРСКИМИ ЗОНТИКАМИ», НО БЕЗ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ

В причудливом петербургском театральном пейзаже, где под видом детского утренника можно напороться на что угодно, зрители семьями и без опаски шествуют в театр «Карамболь». Если дома вдруг назрела проблема, если между старшим и младшим поколением пролегла трещина и вы не знаете, как найти подход к собственному ребенку, посмотрите на афишу «Карамболя». Не сомневайтесь: после похода на мюзикл «Иосиф и его удивительный плащ снов», или на «Мэри Поппинс, до свидания!», или на «Человека-амфибию» настроение в семье изменится. Проверено на себе! Вот только найти этот театр-скиталец в театральных джунглях города на Неве ох как нелегко…

Продолжение читайте здесь.

ЭФИР РАДИО ПЕТЕРБУРГ, ПРОГРАММА «ПОЛДЕНЬ», 09.11.2016

Представляем вашему вниманию эфир Радио Петербург, программа «Полдень», ведущая Вероника Романенко. В гостях программы художественный руководитель театра Ирина Брондз и актриса Лина Нова


КОМПОЗИТОР А. ЗАЦЕПИН В ПРОГРАММЕ «СУББОТНИЙ ВЕЧЕР» – «РОССИЯ»

ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ГАДКИЙ УТЁНОК» ТЕАТРА «КАРАМБОЛЬ»: СТОИТ ЛИ ИДТИ И В КАКОМ СОСТАВЕ

Дата публикации: 21.11.2015

Премьера музыкального спектакля «Гадкий утёнок» состоялась в театре «Карамболь». Владимир Несторович, отец четырех детей, с которыми он много лет ходит на детские спектакли делится с читателями Littleone своим отзывом о мюзикле.

КОМПОЗИТОР А. ЗАЦЕПИН В ПРОГРАММЕ МАКСИМА ГАЛКИНА «МАКСИМ МАКСИМ», ВЫПУСК ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2016 ГОДА – «ПЕРВЫЙ КАНАЛ»

ПРЕССА О ПРЕМЬЕРЕ МЮЗИКЛА «ИОСИФ И ЕГО УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЛАЩ СНОВ»

Дата публикации: 18.11.2015

Ведомости

Российская газета