«Тимур и его команда». В театре «Карамболь» состоялась первая премьера сезона

В театре «Карамболь» состоялась первая премьера уходящего сезона – «Тимур и его команда», музыкальная история в двух частях по мотивам повести Аркадия Гайдара на музыку Ирины Брондз в постановке Антона Оконешникова.

ФОТО Андрея РАХВАЛЬСКОГО предоставлено театром «Карамболь»

Театру «Карамболь» пришлось в эту безумную пору едва ли не сложнее, чем многим другим коллективам. Здесь нужно было думать не только о взрослых, но и о детях, которые являются участниками творческого процесса. Но в этом театре трудятся мужественные дети, которые готовы переживать любые невзгоды, лишь бы вновь и вновь оказываться на сцене.

Музыкальная история «Тимур и его команда» после «Большого секрета для маленькой компании» (последней доковидной премьеры «Карамболя») стала внезапным марш-броском из благостной ностальгии по ценностям 1980-х в сложное пионерско-комсомольское время кануна Второй мировой. И когда папа двух героинь Ольги и Жени полковник Александров в финальных тактах мюзикла говорит о том, что вернется летом 1941-го, комок подступает к горлу. Тема пионерии, на какое-то время задвинутая в дальний угол, почти зачеркнутая, вдруг стала менять вектор притяжения, шаг за шагом обретая резонансы в культурном контексте, становясь объектом как эксцентричных заигрываний, так и более пристальных театральных исследований.

Кажется, что тема «Тимура» могла возникнуть в воображении композитора и художественного руководителя театра и ассоциативным образом – через шрифт, через графический дизайн, вдохновленный эстетикой плаката – ранне- и позднесоветского, до боли знакомого по советской школе. Именно с этой эстетикой обожает работать команда режиссера Антона Оконешникова, который советскую школу уже не застал, но рассказы родственников, судя по всему, не без ностальгического оттенка, сыграли свою роль в его увлечении этим периодом родной истории.

В теме пионерии сходятся, иногда парадоксально, несколько составляющих. Но та часть, которая связана с идеей братства взаимопомощи, воспитания силы воли, ответственности, доблести и чести, вполне может быть использована сегодня для идеологической начинки, дабы противостоять гаджетам в войне с ними.

Художник по костюмам Елена Жукова так щедро рассыпала звездочки на всяких деталях одежды, что было ощущение попадания на перформанс с элементами модного показа. Где только ни встречаются нам звездочки сегодня – и в логотипах автомобильных производителей, и в марке кроссовок, и в вариациях на стиль милитари, и много где еще. Так что «Тимур и его команда» были усыпаны звездами, множеством вариаций на стиль советского милитари, но были и мирные фасоны с белоснежными воротничками на платьицах. Стальной характер старшей сестры Жени нашел поддержку в алом платье, вызывающем уже совсем не детские ассоциации. Социальная маркированность каждого персонажа иронично подчеркивалась расшитыми на рукавах, подолах или штанинах персональными характеристиками или слоганами вроде «дочь летчика» или «будут бить», какую можно было заметить на персонаже из банды Квакина.

Историю «Тимура» в этом мюзикле рассказывали, будто собирали пазл или складывали пирамидку – кубик к кубику. Для этого использовали даже фигуру чтеца-комментатора, придумав ему роль «руководителя театрального коллектива», каким стал Дмитрий Стефанов. Он вышел перед занавесом, повторив мизансцену, какую можно встретить в десятке сериалов, связанных с тем временем. Биографические справки и сюжетные повороты излагались им с некоторой вкрадчивостью, история рассказывалась с осторожностью, будто автор сценария боялся быть уличенным в тенденциозности. Но ведь и пионеры Тимура действовали тайком, оставляя лишь записочки и помечая содеянное звездами на заборе.

Основной декорационной конструкцией спектакля стал забор в стиле современного скандинавского дизайна – эдакое уютное дачное пространство, в котором хотелось бы жить. Главные герои музыкальной истории – песни и танцы, как всегда с любовью и хитринкой сочиненные Ириной Брондз, в сопровождении оркестра под управлением Сергея Тарарина. Они наполняли атмосферу молекулами добра и счастья. Хотя начала автор историю с малой терции в духе темы баховской фуги, придав происходящему немного вневременного начала. Эта терция чуть позже проросла в наступательный мотив тимуровской команды, отправившейся спасать друзей из плена хулигана и яблочного вора Квакина. Не обошлось без игры в ассоциации, когда первые ноты мелодии фокстрота Ольги взбежали по звукам песни «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – и этот фокстрот в стильном исполнении Лины Новы стал главным хитом мюзикла.

Не побоялись включить в спектакль для бабушек и дедушек в зале и песню «Чубчик». Она добавила краски, особенно на словах «А я Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля», к характеристике группы под водительством Квакина. Эту роль актерски виртуозно интерпретировал Егор Матвеенко. Когда в программке видишь имя хореографа-постановщика Владимира Романовского, можно быть уверенным, что этот «мастер на все ноги» не только сделает красиво, но и будет с тобой разговаривать с помощью танцев. Ожидания не обманули – танцы героев и массовки идеально вписались в структуру спектакля, добавляя музыкальным идеям элегантное пластическое выражение.

Для роли Женьки в «Карамболе» есть нежная, чуткая, интонационно чистая исполнительница Юлия Коровко, которая помнится по «Двенадцати месяцам» и «Большому секрету». А титульная роль пионерского лидера досталась студенту РГИСИ Вячеславу Рязанову, сразившему публику внешностью принца, в устах которого пионерская идеология оборачивалась рыцарским кодексом.