Театр «Карамболь» представил премьеру мюзикла «Путешествие «Голубой Стрелы»

     Детский музыкальный театр «Карамболь» сделал городу рождественский подарок – мюзикл «Путешествие «Голубой Стрелы» по сказке Джанни Родари на музыку Ирины Брондз в постановке Олега Левакова. Премьера состоялась на сцене концертного зала «У Финляндского».

ФОТО Артема ЩЕРБАКА/предоставлено пресс-службой театра «Карамболь»

      Что может быть желаннее, чем мчаться в любимый театр за спектаклем как за долгожданным подарком в последний месяц уходящего года? Правда, композитор нового мюзикла и лидер «Карамболя» Ирина Брондз призналась, что создавали они свою новую историю для семейного просмотра не только в сказочный зимний период, но и на все сезоны.

     После сладостных зазывных фанфар и небольшого вступления оркестра под управлением дирижера Дмитрия Богданова слушателей переместили в предрождественскую суету одного из итальянских городов. Музыка закружила в ритме буйной, озорной тарантеллы, обещая стремительный бег сюжета. Правда, силуэты разноцветных домиков на мягкой декорации отсылали куда-то на родину Андерсена, виделись в них и фирменные завитки амстердамских фасадов, да и костюмы горожан в отличие от утрированно национальных платьев танцовщиц тоже направляли в сторону сказки про Снежную королеву. Но в конце концов все равно – в сказку, которая не знает географических границ. А когда нежно забренчали струны мандолины в руках музыканта, взгромоздившегося на краешек сцены, в памяти возникли кадры из любимейшего музыкального фильма «Приключения Буратино» с музыкой Алексея Рыбникова, способные растопить самое бесчувственное сердце.

     Как только людская толпа на сцене отшумела, прошел детский ангельский хор из приюта, разучивающий рождественские песнопения, зрителя перенесли в интерьер магазина игрушек с колоритной Терезой, помощницей феи Бефаны. Анна Балобанова в этой сцене устроила роскошную игру в итальянский акцент и раскованные неаполитанско-сицилийские манеры. Она рассказала в своей песенке о том, как ждут дети подарки, за которые нужно платить. Но маленькому Франческо остается о них только мечтать и молиться Мадонне, о чем пел юный солист «Карамболя» Саша Якименко, известный по ярким работам и в «Гадком утенке», и в «Тайне Третьей планеты». Для него композитор не пожалела щемящих интонаций, напоенных надеждой.

     На хиты новый мюзикл Ирины Брондз вновь оказался богат. В «Карамболе», много лет живущем без надежного теплого крова, сегодня можно видеть и слышать то, что раньше называлось «музыкальными фильмами для детей». Создаваемые на средства, в разы уступающие бюджетам почему-то никак не рождающихся детских музыкальных фильмов, спектакли «Карамболя» способны компенсировать дефицит этой необходимой детям и юношеству продукции. Не только дети, но и взрослые попадают здесь в мир своего детства.

     Именно такие ощущения переживала взрослая публика на протяжении всей первой части «Путешествия «Голубой Стрелы», когда игрушки, пару минут назад бывшие лишь куклами-марионетками, вдруг превратились в живых больших героев с большими чувствами. Именно они сделают все для того, чтобы подарить дорогой поезд мечты мальчику Франческо. Ансамбль кукол создал ситуацию возбужденного ожидания дивертисмента, напомнив о сюите кукол со всего мира из «Щелкунчика» Чайковского. В этот ансамбль были собраны лучшие солисты театра, которые превосходно спели главный хит мюзикла – «Голубая Стрела». В ансамбле кукол было столько эффектных механизмов – и у помпезного китайского Императора (Дмитрий Стефанов), у куклы Розы (Ольга Левина), у пиратского Капитана (Егор Матвеенко), у вождя Серебряное Перо (Сергей Овсянников), у Африканки (Лина Нова). Им дали возможность высказаться лишь в ансамбле, а каждый из них так и рвался спеть индивидуальный сольный номер!

     Впрочем, и в этом читалась авторская идея о том, что куклы – народ подневольный. За них за всех сольно высказалась собачка Кнопка в завораживающем лирическом признании Юлии Коровко. А вот хозяйке этих кукол – фее Бефане несказанно повезло, эта роль стала бенефисной для звездной солистки «Карамболя» Юлии Надервель, которая вновь поразила многогранностью своего дара. Для нее и Терезы был рожден исполненный изумительного оперного кокетства дуэт с виртуозными кудахчущими вокализами на «о-о-о». Фея так лихо крутилась на своем нестандартном помеле, что, кажется, могла бы решить проблемы всех детей на свете. Именно она сдвинула с места памятник (Андрей Котов), который выразительно пел о том, что давно не проводит реформ и служит только для засиживания голубями, – с тем чтобы тот пошел в полицейский участок и освободил ни в чем не повинного мальчика Франческо.

     Хореография Владимира Романовского своей музыкальностью и динамизмом сильно поддерживала режиссуру, будто оробевшую перед музыкальным шедевром, который достался ей в распоряжение, как оказались в распоряжении детей игрушки на Рождество.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7076) от 21.12.2021 под заголовком «Стрелой в сказку».

Владимир Дудин, Музыковед

21 декабря 2021