«Дюймовочка» в театре «Карамболь»: Вперед, в детство!
(статья Гюляры Садых-заде)

В детском театре «Карамболь» прошла премьера мюзикла «История Дюймовочки». Сказку Ганса Христиана Андерсена пересочинили и осовременили либреттист Николай Голь, композитор Ирина Брондз и постановщик Олег Леваков. Невзирая на слякоть, дождь и ветер на улице, на сцене МДТ (арендованной «Карамболем») расцветали цветы, весело тянулась к солнцу буйная зелень, степенные деревья, увитые ожерельями листьев, затягивали протяжную песнь.

Вначале был Пролог. На бордюрчике в городском парке сидели не лесные зверюшки, а обычные люди, городские типажи: тихо переговаривались пенсионерки, бизнесмен что-то деловито лопотал в мобильник, на роликах ехала ватага панков-реперов, а мама рассказывала дочке сказку. И вдруг все преображались: мама превращалась в ласточку, реперы – в пушистых лесных паучков, бизнесмен – в солидного Крота в бархатной шубе и котелке, элегантная дама – в красноперую рыбку. А сама девочка – в прелестную потерявшуюся принцессу.

Бушевали и выплескивались в зал кислотно яркие, пронзительные краски: среди сочной зелени камышей и кудрявой листвы мелодично квакали кокетливые лягушки, затянутые в зеленые трико с кружевными юбочками. Им басовито вторили грузная Жаба-мама и ее невежа-Сынуля. «Бре-ке-кекс!» — тянул тормозной Сынуля-Жаба в ответ на любой вопрос Дюймовочки.

Дюймовочка стояла на толстом, как матрас, листе кувшинки: маленькая грациозная девчушка с лучистыми глазами. Маша Якименко – ученица детской студии при театре «Карамболь»: фишка театра – в том, что дети участвуют в постановках наравне со взрослыми. Проявляя, порой, невиданную зрелость и артистизм. Маша была похожа на ангела: только крылышек не хватало. Их подарит ей великолепный Принц, повелитель эльфов: но до этого еще далеко. Сказка только началась.

Сказка Андерсена переинтонирована «Карамболем» не без остроумия: реальность смещается в область сказочного, персонажи становятся зооморфны, и у взрослых есть шанс узнать в них себя. И проблемы в пьесе, несмотря на нарочитую наивность повествования, подняты отнюдь не шуточные. Спектакль простым языком говорит с детьми и их родителями о главном. О том, что человек создан для счастья, как ласточка для полета, но счастье это надо заслужить. О том, что каждый из нас способен войти в волшебную страну, где сияет солнце — страну детства, но для этого надо сохранить чистую душу. Детство – это страна, которая всегда с тобой, если ты не предаешь в себе ребенка: таково послание авторов спектакля.

В Прологе мама тихонько напевает песенку: в финале эта песенка прозвучит во всей красе – мощно, ярко, как гимн-итог. Вылезут из-под пышных юбок фей милые детки-эльфы. Дюймовочка натянет на плечи крылышки на резинках: и все поймут, что это понарошку. Но условность не отвратит от театра, а воссияет во всей красе. Вот они, первые уроки постижения театральной природы: а ведь в зале сидели детсадовцы.

В музыке Ирины Брондз много драйва, запоминающихся мелодий, заводных ритмов: номера выстроены на мелодических параллелях и перекрестных лейтмотивах, каждый апеллирует к нашей музыкальной памяти. Стилизациям, неявным цитатам, подражаниям несть числа: то промелькнет танго, то почудятся ритмы босса-новы. Вокальные ансамбли поражают виртуозностью джазового письма: пятизвучные аккорды хора возникают и распадаются с непринужденной легкостью, мелодии буквально впиваются в уши, труппа интонирует чисто и с завидной легкостью. Крот и серая мышка танцуют меланхоличный вальс-бостон, вспоминая «школьные годы чудесные». Легкий флер послевоенного ретро витает над залом.

Припасла композитор Брондз и иные радости для родителей: она умело эксплуатирует в детском мюзикле матрицы популярных жанров — вальса, марша, польки, даже частушки. Частушки–«страдания» запевает хор землероек, облаченный в оранжевые жилеты дорожных рабочих: «Пой, соловушка, на ветке, землеройка, землю рой»: эффект неожиданности рождает комизм ситуации. В мюзикле есть еще «Рыбий вальс», и «Мышкина полька», и замысловатые ансамбли рогатых майских жуков, пустившихся в безудержный пляс: позади них мерно трясутся пятнистые крылышки фантазийных расцветок.

Особой похвалы заслуживает работа художника Олега Молчанова, воображение которого на почве детского спектакля разбушевалось не на шутку. Костюмы буквально каждого персонажа восхитительны и мгновенно покоряют детскую аудиторию. Особенно хороши ожившие деревья: осенью украшенные гирляндами листьев, зимой – белыми шапками и оплечьями снега.

Апофеоз спектакля – полет ласточек с девочкой в потоках восходящего воздуха. За эту грандиозную метафору целиком ответственен балетмейстер Владимир Романовский. Стремительно уходят вниз зеленые заросли, открывается небесного цвета задник — и артисты, работая с несколькими полотнами, исполняют роскошный хореографический номер, создающий полную иллюзию полета.
Удачно поработал с разновозрастной труппой театра режиссер Олег Леваков: ему удалось добиться от многих артистов свободы и органичности. Текст произносился ясно, подзвучка, хоть временами казалась избыточной, общей картины не портила, диалоги непринужденно соскальзывали в пение. И здесь в свои права с ощутимым энтузиазмом вступал оркестр, ведомый Дмитрием Ноздрачевым.

Заметим в заключение, что Ирина Брондз – не новичок в жанре детского мюзикла. Собственно, с постановки ее мюзиклов и начался театр «Карамболь»: она сама придумала, создала и выстроила его, подбирая актеров, работая с хором, выбивая финансирование под оркестр, организуя уникальную детскую студию, где малолеток учат сценодвижению, пению и актерскому мастерству. Вот только здания театр «Карамболь» пока не имеет: точнее, здание есть, но его ремонт пока только запланирован. Однако с качеством спектаклей все в порядке, как и с их нравственной составляющей. Вот сходил на «Дюймовочку» в нынешние времена тотальной агрессии, вражды и отчуждения – и словно глоток свежего воздуха глотнул, право слово.

Гюляра Садых-заде,
«Фонтанка.ру»
Фото из архива театра «Карамболь»